Система менеджмента качества по "ISO 9001:2008"

 

iso1Сегодня сложность среды обитания компаний (например, регламенты, законы, осведомленность клиентов, акционеры) требует более высоких уровней контроля внутри компаний. Это обстоятельство приводит к системам управления, приспособленным для конкретных задач. Такие системы можно назвать частными системами управления. Менеджмент качества — одна из наиболее важных частных систем менеджмента.

В современных условиях жесткой конкуренции, когда рынок завоевывается качеством, необходимо, чтобы любое решение в области качества имело свое экономическое обоснование. При этом, концепция экономической оценки затрат на качество, принятая в стандартах ISO серии 9000, может рассматриваться как инструмент, который позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в рамках системы менеджмента качества (СМК).

Стандарт ISO 9001:2008 устанавливает требования относительно определения процессов, управления процессами и совершенствования процессов, необходимых для системы менеджмента качества, а также управления последовательностью и взаимодействием этих процессов.

На западе «бум» процессного подхода начался в начале 90-х гг. с выходом в свет книги Майкла Хаммера и Джеймса Чампи «Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе». В страны СНГ этот «бум» докатился вместе с новой версией стандартов ISO серии 9000. Как показывают социологические опросы, проводимые в странах Восточной Европы, вопросы управления процессами в системе менеджмента качества у большинства западноевропейских предприятий не вызывают никаких проблем. В России для многих предприятий эти вопросы являются одними из основных камней преткновения при переходе на новую версию стандартов ISO серии 9000.

Высококвалифицированные специалисты ООО «ЭМИКОН», помогут Вам избежать всех камней преткновения при переходе на новую версию стандарта ISO 9001:2008, а также при принятии решения сертифицировать свою систему менеджмента качества. Наша компания тесно сотрудничает с органом по сертификации.

Опыт западных исследователей показывает, что основная мотивация получения сертификата одобрения для большинства Компаний - внешнее давление со стороны потребителей. Серия стандартов ISO 9000 рассматривается как условие ведения бизнеса.

Решение о получении сертификата соответствия стандарту ISO 9001:2008 принимается организациями по различным причинам, мотивация станет решающим фактором, определяющим подход к СМК.

Основная причина ускоряющегося распространения применения стандарта ISO 9001:2008 заключается в том, что крупные потребители, включая правительство, требует от поставщиков пройти сертификацию на соответствие стандарту, а также причины связанные с выходом на Европейский рынок. Как только несколько организаций отрасли получают сертификат, срабатывает эффект лавинообразного спроса на получение сертификата, так как конкуренты вынуждены следовать этому, чтобы соответствовать требованиям.

Van der Wiele (1998) изучал улучшение результатов бизнеса как следствие сертификации ISO 9000 и применения самооценки на соответствие Business Excellence Model. Основываясь на своем исследовании, он выделил четыре фактора, имеющих основное значение для применения СМК. Эти факторы включили: эмоциональное отношение Генерального директора; способность команды менеджеров; инфраструктуру организации и управление персоналом.

  • Эмоциональное отношение Генерального директора определено как приверженность к СМК, основанное на понимании, знаниях и вере в то, что СМК представляет значительные выгоды для организации. Высший руководитель, способный проявить такую приверженность, подвигнет сотрудников и менеджеров содействовать применению СМК.
  • Способность команды менеджеров, также связано с пониманием и знанием СМК. Команда менеджеров может содействовать применению СМК, обеспечив наличие рационализации принципов СМК, целей улучшения и инициатив по реализации. Это обеспечивается привязкой СМК к стратегии бизнеса, определением стратегии качества и разработкой целей, связанных с основными приоритетами бизнеса, с дальнейшим переводом стратегии в четкие показатели результативности, которые регулярно пересматриваются.
  • Инфраструктура организации связана с интеграцией СМК в организационную систему. Примеры включают системы компенсаций, оценки, продвижения по службе, бизнес-планирования и информационную систему. Организации, применяющие такую интеграцию, имеют больше шансов на сохранение и развитие СМК.
  • Управление персоналом. Это может касаться доступности обученных инициаторов, процесса обучения как такового, понимания и знаний сотрудников в области СМК, взаимодействия и сотрудничества менеджеров и сотрудников, особенно из разных функциональных подразделений.
  • Многие организации были подтолкнуты к применению серии стандартов ISO 9000, не имея достаточного понимания СМК. Поэтому они не могут сделать следующий шаг к СМК, после регистрации сертификата, и часто остаются у самого основания. Выделяют несколько различных ситуаций:
  • Основные потребители требуют от организации регистрации сертификата соответствия. В таком случае цель - завершить процесс получения сертификата в минимальные сроки, иначе потребитель может быть потерян.
  • Однако необходимы последующие действия для построения понимания и структуры знания о СМК в соответствии с ISO 9000, иначе такой подход может создать негативное отношение к СМК и к качеству как таковому.
  • Нет потребителя, требующего наличия сертификата, но организация решила, что наличие сертификата - ключевая стратегическая цель. Принимается решение о том, как будет проходить процесс сертификации: описание действующего порядка, получение сертификата и потом работа над совершенствованием процедур и порядка работы в организации; или изменение процессов и процедур незамедлительно, до полной разработки СМК.
  • Сертификат соответствия ISO 9000 получен, встает вопрос повышения эффективности СМК. Например, за счет снижения количества процедур и объема инструкций, представления положений и порядка в информационной системе, размещения в интранете, сокращения объема текста, путем представления информации схематично.
  • СМК должна добавлять стоимость. Выгоды могут быть получены, только если система определена и связана с целями организации. Улучшения должны появиться от применения других методов работы и/или лучшего их применения.

Один из путей инициации изменений – работа по направлениям улучшений. Направленность такой деятельности может быть ориентирована на результат, например модель Европейской организации менеджмента качества (EFQM).

Влияние получения сертификата соответствия ISO 9001:2008 на результаты бизнеса:

Причина Уровень важности
Улучшенное понимание качества 3,97
Лучшая осведомленность о проблемах 3,89
Улучшение управленческого контроля 3,59
Улучшение обслуживания потребителей 3,57
Улучшение качества продукции и услуг 3,52
Соответствие единой цели во всей организации 3,49
Улучшение удовлетворенности потребителей 3,44
Способность участвовать в тендерах 3,42

Примечание: цифры указывают среднюю важность причины по пятибалльной шкале.

Для каждой организации необходимо определить приоритеты в отношении возможностей совершенствования, так как время, деньги и знания, как правило, ограничены.

Оставьте нам on-line заявку и мы свяжемся с Вами!